www.world-sound.com.ua
Hi-End, Hi-Fi, Home Cinema

www.enka.com.ua
CD, DVD, LP

www.schweigerdt.de

McIntosh: Можно ли жить вечно

Владимир Елбаев

McIntosh: Можно ли жить вечно

Cогласно американскому журналу "Fi", за полгода cnpoc на современные ламповые усилители упал на 70%, и на 30% вырос спрос на цифровые DVD- и CD-источники с ламповым выходом. Статистика отразила охлаждение аудиофила к ламповому усилению - с теплящейся надеждой все-таки облагородить цифровой источник звука до стандарта винила (минус искажения). Это вызвано тем, что нынешняя лампа и цифра (как недавно высказался в нашей беседе Кен Ишивата из Marantz) грешат поспешностью исполнения и вообще подменой аудиофильских идеалов сугубо техническими, что оказывается не одним и тем же. Пока интервью Ишиваты лежит в редакционном портфеле, отмечу лишь, что с банкротством лампы рушится не только еще один миф, но и еще один мир, воздвигнутый любителем музыки. Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем? Как ни смешно, да.

Мы решили сопоставить не лампу с транзистором, не хай-энд с хай-фай, не класс «А» с двухтактником, не аналог с цифрой и не Японию с Европой, а просто эпоху с эпохой. Ведь если бы цифровое аудио появилось в 50-х, то оно звучало бы (при всех тех же параметрах) радикально иначе - и возможно, не пришлось бы сегодня изобретать супер-аудио-CD и даже 123-битную разрядность и DTS. Что было бы с лампой, если б она родилась 5 лет назад, уже ясно. Я однажды предлагал ввести параметр "одержимость" или "поэтичность" для оценки общего качества и ценности аппарата. Лабораторские "белые бумаги" при солидности измерений все чаще не способны представить аппарат, и мы находим ответы в... самой природе его создателя. Если создатель знает, что ап-грейд неотвратим и его изделию отведено не более пяти лет, то это он проецирует и в характер изделия, в характер его звука. Если он изо дня в день убеждается, что мир звуковоспроизведения переживает золотой век и что отовсюду льется чарующая (во всех отношениях) новая музыка, то и это скажется на звучании (и, конечно, надежности) аппарата. При этом для создателя уровень искажений в десятых долях процента и уровень шума в 60 дБ могут быть достаточно аудиофильными. Либо его измерительные приборы излишне строги. Возможно, цифры тоже воздействуют на восприятие музыки - однако, здесь гипноз неглубок. Реальное звучание будет поглубже.

Функционирование

Отобранные нами аппараты (подчас, уникальные экземпляры!) и построенные системы вместе и по отдельности равнозначны Тадж Махалу. Шедевры принадлежат к разным эпохам, исповедуют разные принципы, играют очень различно. Некоторые даже не стыковались друг с другом (даже при наличии переходников). Из того, что стыковалось, мы после колебаний составили:
1. Броская живая система Forsell/Mark Levinson + Pass Aleph L/O + B&W 801
2.
Классическая ламповая система CEC/Frontiers +Audio Note/VAC + Quad;
3. Типичный несбалансированный, эффектно ухающий хай-энд СЕС (винил) + Threshold (повышающий коppeктоp)/Jadis + JBL
4. Перечисленные источники + Mcintosh С20/МС240 + перечисленная акустика (кроме Dunlavy).

Внутри составленных систем мы с успехом заменяли компоненты, зачастую с косметическим эффектом (например, Accuphase так хорош, что вносит от себя только чуть "маслянистости"). Мы нашли, что сетевые фильтры, кабели, подставки несущественны в подавляющем большинстве случаев, в особенности на уже установленных и подключенных устройствах. Ни один из электрических компонентов мы не могли упрекнуть в конструктивных грехах, которые были бы слышны. Ни одну акустическую систему - в излишней жесткости, инертности или ущербной диаграмме направленности. Возможно, компоненты цепи, которые мы заполучили из знатных аудиофильских домов, достаточно прогреты и приработаны. Но скорее всего, сказалась общая щедрость исполнения, когда даже плохо подобранные по сопротивлению блоки звучат благородно, богемно. Любопытно, что эталонный источник всех лучших лабораторий мира (Bruel & Kjaer) здесь оказал лишь номинальный эффект. Без него, мы полагаем, в жизни можно обойтись - и где-то винил греет душу аудиофила даже больше CD и DVD, разумеется, меньше). У единственного представителя 60-х, комплекта McIntosh, звучание было гармоничным - но стоило разбить эту пару "новым" (в особенности, ламповым) аппаратом, как на свет "вылезал" более огрубленный и приближенный, вместе с тем какой-то колкий холодный звук, с которым потом "возились" аксессуары и (верно подобранная) акустика. Причиной могла быть высоковатая чувствительность и мощность (см. данные) или процент искажений - но скорее всего, здесь вновь столкнулись философии разных эпох. Приятной неожиданностью стало удивительно мягкое включение сетевой кнопки, работа регуляторов и тумблеров на наших "Макинтошах". Мы вправе были ожидать щелчков и импульсов, поскольку никаких ограничителей динамики в аппаратах нет (кроме предохранителей).

Качество звучания

Самое радикальное впечатление оставила пара Mcintosh, которая играла со встроенным фоно-корректором (ММ) на старые добрые электростаты Quad. Второе и третье (четвертое и пятое, тоже!) места мы готовы были отдать McIntosh с другими источниками и АС. Эта группа аппаратов напоминала гонщика, которому надоело катить по длинному и скучному (заранее заданному) шоссе в "честном единоборстве" с другими классными машинами. Он взял напрямик, через ухабы и перелесок - не оттого, что ему хочется финишировать, а потому что не хочется играть по чужим правилам. Джими Хендрикс, Blur и Малер вели себя словно они - переродившийся Том Джонс. Для нас не было большего сюрприза и одновременно - лучшей рекомендации. Как ни хороша была первая тройка систем, она играла слишком современно, чтобы пленить внимание. Этой самой музыки мы вдоволь нахлебались на выставках (от автомобильной до хай-эндной техники), на тестах, по радио и в поисках ап-грейда систем (от своей собственной до читательских). Это было так или иначе предсказуемо и в общем не лишено "оцифровки". Нынешние слишком резво обрабатывают сигнал, слишком быстро проигрывают его и слишком рано забывают и переходят к новому. Если же они пытаются остепениться, они просто не поспевают и захлебываются сложными эскападами сигнала.
Почему-то в "Макинтоше" ничего такого не происходит (при всей архаике, тяжести и простоте схемы, которую можно разобрать по косточкам). Музыка раскачивается словно кровь льется по жилам: один толчок стимулирует другой. Хендрикс на редкой записи в Иелльском университете ("Little Wing") - не просто "акустический" (то есть проявляющий и комбик, и микрофон, и посторонние шумы), он видится совершенно в другом свете, нежели с любого аудиофильского DTS-диска. Я - снова не я, а Том Джонс, который в конце 60-х сидит на полу в толпе студентов и внимает новому пророку поколения несколько просвещеннее, чем другие. Философия создателя этих аппаратов передалась слушателю через много рук, много сотен часов работы и много десятков лет! Это не было допингом или самовнушением. Экзальтация катилась волной от исполнителя, который, казалось, восстал.

Что касалось винила и CD, то и они обрели "макинтошный" оттенок: условно густой и разнооктавный бас, близкая проекция сцены и тот особый широкополосный вокал (даже у баритона), который реализует только старая американская аппаратура. CD был максимально "аналогизирован", то есть сменил былую аналитичность и вогнутость сцены на некую цельность и сферичность. Регулировка тембров окончательно отбила охоту возвращаться к современным бестембровым дизайнам, звучание которых после этого никак не хотело обретать деликатность, достоверность, объемность и что-то не совсем выразимое словами... Очевидно, это был вечный статус "Роллс-Ройса". Как известно, самая шикарная модификация Phantom-4 со встроенным баром приходится на ту же эпоху, а ее стоимость ($9000) приближается к нынешнему хай-энду. С20/МС240 получали тогда свой референтный статус и осваивался в военной электронике для работы с нагрузкой ниже 2 0м... Это - для общей информации.

Выводы

MC240: Долговечная элементная база и схемотехника без признака конструкторских компромиссов. Качество звучания, к которому не применимы временные рамки
C20: Аудиофильский подход к конструкции, осознанное проектирование окраски звука. Такой технологический процесс сегодня просто нерационален.

Владимир Елбаев, HI-Fi&Music 7-8/99

Новости
Обновления
 


© «Vintage Audio»