Vintage Audio
rcn.com.ua

Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427

15 декабря 2009

Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427

За звуком… в кино 50-х! Это рассказ о том, как обретает вторую жизнь винтажная техника, отреставрированная специалистами подразделения Vintage-Audio компании «Английский звук». Впрочем, то, что сделано, больше, чем реставрация. В ходе работ были опробованы различные варианты модернизации легендарных ламповых усилителей-моноблоков фирмы Siemens и оттестирована их работа в составе высококачественных стереосистем.

Ламповый моноусилитель Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427 выпускался с 1956 до 1964 в Западной Германии для использования в небольших звукозаписывающих студиях и кинотеатрах (Klangfilm в переводе означает «звук кино» или «звук фильма»). Он был рассчитан на профессиональное применение, проектировался для круглосуточной работы, в аппарате использовались только лучшие на то время компоненты, поэтому специалисты-винтажники не рекомендуют радикально модифицировать 6S ELA 2427. Заложенный в усилитель запас прочности обеспечит высокую надежность его эксплуатации в современных бытовых Hi-Fi, High End системах. Сердцем аппарата является выдающийся высококачественный выходной трансформатор с отдельной обмоткой обратной связи – культовое изделие особого класса, покрытое ореолом таинственности, которому поклонялись и поклоняются инженеры, коллекционеры и аудиофилы. Многие специалисты в области аудио-винтажа считают, что лучшие из когда-либо произведенных выходных трансформаторов принадлежат Siemens и его подразделению Klangfilm, и никому не удалось повторить нечто подобное. Питание усилителя – 110/125/220/250 В (50 или 60 Гц), силовые трансформаторы завышенных габаритов изготовлены из лучших материалов. Он оснащен тремя линейными и двумя высокочувствительными микрофонными входами. Девайс строился на двух лампах EСC81 и двух EL84 (аналог советской 6П14П), имеет регулировку громкости, раздельные регуляторы тембра НЧ и ВЧ.

Качество звука, как правило, определяют выходные трансформаторы и лампы. О трансформаторе уже было сказано, как об уникальном изделии, но и выходная лампа EL84 достойна отдельного упоминания. В 60-х она была одной из самых популярных среди музыкантов-исполнителей (ее устанавливали в гитарные комбики). В начале своей карьеры легендарные BEATLES использовали эстрадные усилители VOX с EL84 на выходе. Она отличается аккуратным, несколько «сладким» звучанием. Словом, очень музыкальная, «певучая» лампа. Ее недостаток – не слишком большая мощность, поэтому 10 Вт выхода это показатель, с которым следует считаться и выбирать в пару с 6S ELA 2427 высококачественную акустику с высокой чувствительностью. Чуть позже усилитель выпускался в модификации Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427c, отличающейся исполнением ручек регуляторов и цветовым оформлением: фронт стал серым, а корпус – оливкового цвета (вместо серой молотковой эмали). Надо сказать, что эти усилители были, фактически, самыми маленькими в своем классе. В профессиональной среде за ними даже закрепилось ласковое прозвище «маленький Klangfilm». Но этот «малыш» – отличный усилитель уровня лучших аппаратов, построенных на лампе EL84: Leak Stereo 20, Eugen Bauer VT3 или KL V410. И звучит он куда музыкальнее, чем большие усилители на лампе EL34.

Сейчас продукты компании Siemens и ее кинотеатрального подразделения Klangfilm очень популярны среди продвинутых аудиофилов и винтажников, являются одними из наиболее разыскиваемых. Мы решили заказать у наших поставщиков в Европе несколько пар «малышей» и испытать их потенциал с учетом интересов и предпочтений современного слушателя. В результате в нашем распоряжении оказалось девять монофонических усилителей: четыре стереопары и один усилитель (назовем его донором.), назначение которого – обеспечить при необходимости комплектующими реставрируемые аппараты (трансформаторами, не перематывая их, знаменитыми фирменными красными резисторами Siemens), чтобы сохранить оригинальность их исполнения и, соответственно, фирменную сигнатуру звука. Эту партию удалось приобрести достаточно недорого – чуть более $5000 за девять 6S ELA 2427. А аукционная цена их в США доходит до $4000 за пару. Правда, у двух усилителей недоставало по две регулировочные ручки, которые пришлось докупить. Это обошлось недешево: 100 евро за две ручки – их коллекционная стоимость. Памятуя об исключительной надежности профессиональных аппаратов, мы решили не включать их и не проверять работоспособность до окончания восстановительных работ. Высокочувствительные микрофонные входы при работе в домашних условиях не востребованы, поэтому сразу же удалили микрофонные трансформаторы, чтобы использовать их в другом проекте. Скажем, в отдельном устройстве, которое можно применить в качестве повышающего МС-трансформатора. Таким образом, появилась возможность к трем штатным линейным входам добавить еще два и организовать пять линейных входов. Вовсе не лишнее приобретение, учитывая возможность работы усилителя в многофункциональной современной высококачественной системе с несколькими источниками аудио.

Шасси аппаратов сохранились великолепно, потребовалось только очистить их от «налета времени» – обычная в таких случаях операция. Провели работы по удалению окислов, сделали профилактику потенциометрам. Все разъемы на боковых панелях шасси заменили. Это, скорее, вынужденная мера, ведь стандарт того времени предусматривал не используемый сегодня способ подключение (типа сетевой вилочки). В качестве входных разъемов применили позолоченные RCA 24K Gold с тефлоновыми изоляторами. Конечно немецкого производства, чтобы поддержать родословную сетапов. Чтобы минимизировать вмешательство в оригинальное шасси усилителей, решили смонтировать RCA на установочные места удаленных штатных входных разъемов. Для этого с внутренней стороны левой панели шасси установили металлическую пластину-переходную плату, на которой закрепили пять разъемов RCA. На правой панели с помощью такой же пластины установили выходные винтовые клеммы под «бананы» и переключатель Preheating («Предварительный прогрев»), которого в усилителях почему-то не было, хотя на принципиальной схеме он обозначен. Пришлось подкорректировать «забывчивость» немецких мастеров. С помощью этого переключателя можно вручную подавать на лампы полное анодное напряжение или половину его номинала. Это позволяет беречь лампу в момент включения («щадящий» старт) и, кроме того, организовать режим Stand by – лампа переходит в «спящий» режим, когда анодное напряжение снижается наполовину. Сетевые кабели заменили новыми английского производства с оригинальных комплектов усилителей СYRUS, снабдив их соответствующими переходниками от GRAHAM SLEE. Сетевая вилка этих кабелей имеет автономный предохранитель. Чтобы отреставрированные усилители выглядели достойно в современной домашней аудиосистеме и радовали глаз, крышки корпусов решили обновить. Основная масса аналогичных изделий в то время покрывалась молотковой эмалью, поэтому новое оформление крышек решили выполнить в таком же цветовом решении – серебристый «металлик» с серым оттенком (под благородный цвет молотковой эмали). Покраска крышки корпуса – это работа. Сначала полностью удаляется молотковая эмаль, затем подготовка и, наконец, покраска двухкомпонентным «металликом». Заботясь о качестве, выбрали краску стоимостью $200 за килограмм. Чтобы отреставрированные усилители выглядели более чем достойно, финишное покрытие крышки – акриловый лак. В результате, стоимость работ по реставрации корпусов усилителей составила около 100 евро за крышку. Но результат стоит того, Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427 в корпусах цвета «мерседесовского» серого «металлика» смотрятся благородно и сдержанно-роскошно!  

На «родных» фронтальных панелях были следы износа от многолетней эксплуатации, другие повреждения, поэтому их решили освежить и покрыли изготовленными на заказ шильдами из оксидированного алюминия с нанесенными лазером надписями. Для этого отсканировали оригинальные панели, откорректировали надписи с учетом доработок усилителя, подготовили необходимые для лазерного оборудования программы. Изготовили и новые шильдики для боковых поверхностей крышек корпусов. В результате, стоимость каждой модифицированной фронтальной панели с комплектом боковых шильдиков составила $50. Лампы всех усилителей заменили на закупленные оригинальные Siemens, Telefunken. Ведь приобретая на вторичном рынке аппарат, которому, условно говоря, 60 лет, можно быть уверенным в том, что его лампы утратили эмиссию. Во всяком случае, нельзя гарантировать, что это не так, и они будут полностью работоспособны, обеспечивая нужный результат. Между тем, реставрируя технику столь солидного возраста, следовало позаботиться о том, чтобы обеспечить ей запас прочности на ближайшие 10–15 лет. В усилителях заменили также два катодных электролита и проходные конденсаторы номиналом 0,1 мкФ на высококачественные от фирмы Mundorf (аудиофильской серии MCAP). Опять же немецкого производства, чтобы поддержать идеологию и национальность разработки. Надо сказать, что эта замена преследовала, в основном, цель «освежить» звук, используя комплектующие высокого разрешения. Ведь 60% оригинальных конденсаторов были в отличном состоянии, а параметры остальных – в пределах допусков. И, конечно же, при этом в аппараты был заложен все тот же «запас прочности». В одном из «Сименсов» потребовалось поменять номинал нескольких резисторов, которые позаимствовали из усилителя-донора. Прежде чем решить, как поступить с внутренней проводкой, провели маленькую НИР (небольшую такую научно-исследовательскую работу) или ряд экспериментов, если НИР звучит слишком гордо. Монтаж от каждого из пяти входных разъемов RCA до переключателя-селектора входов выполнили проводами разных производителей. В том числе, оригинальным винтажным Siemens и продвинутым аудиофильским Mundorf M-Connect silver/gold в тефлоновой изоляции. Затем провели сравнительное прослушивание, подавая аудиосигнал поочередно на разные входы. Оказалось, что безупречен провод от Mundorf, который не привносит в звук, кажется, ничего своего. Но звучание с ним – как-то уж очень из нашего времени, слишком современно и не отвечает духу винтажных усилителей. Поэтому решили оставить оригинальную внутреннюю проводку от Siemens. Ведь сам смысл реставрации предусматривает бережное отношение к оригиналу, и этого, безусловно, старались придерживаться. По-новому организовали только «землю» – чтобы полностью убрать фон, эти цепи свели «в точку». С источниками питания у всех усилителей проблем не было. Конденсаторы блока питания оказались в отличном состоянии и при тренировке восстановили свою работоспособность. Не пришлось менять ни одного трансформатора (силового или выходного), они бесшумны в работе и не потребовалось перетягивать хотя бы один. В результате выполненных работ в нашем распоряжении оказалось по две пары отреставрированных и модернизированных моноусилителей Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427 и Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427с, которые внешне отличаются разным исполнением ручек регуляторов.

Экспертная оценка качества звучания усилителей

Прослушивание пары усилителей Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427 было проведено в составе референсного тракта Accustic Arts с цифровым источником (CD-транспорт Drive I Mk2 + CD-проигрыватель CD-Player I Mk3 + D/A-конвертор DAC I Mk4 + интегральный стереоусилитель мощности Power I Mk2) и двух референсных аналоговых: проигрыватель винила Brinkmann Oasis + тонарм Brinkmann Tonearm 10,5″ + МС фонокартридж Brinkmann EMT Titanium + фоноусилитель Brinkmann Fein, а также проигрыватель винила Sony PS-X9 Professional с автономно встроенным разработчиками отличным фоноусилителем и целым набором картриджей: Koetsu  Onyx, Ortofon SPU Gold Royal, MicroMagic Diamond. В качестве акустики использовали отличную рупорную двухполосную стереопару SB10.1 от немецкого бренда Schweigerdt с широкополосным 10-дюймовым винтажным динамиком Siemens 6Ruf lsp15m и тоже винтажным 4-дюймовым твитером Siemens 6Ruf lsp28b. Излучатели – из той же эпохи и той же фирмы, что и отреставрированные усилители! Прослушивание показало, что мы имеем дело с высококачественными аппаратами, ритмичными, очень быстрыми в звуке, с хорошим разрешением во всей полосе частот. Полностью открылась музыкальная лампа EL84, обеспечив звучание в лучших своих традициях – очень подвижное и точное. Рожденный для звукового сопровождения фильмов, озвучивания небольших театров и студий звукозаписи, 6S ELA 2427 оптимизирован под вокал, диалоги, поэтому в должной степени передает все возможности и драматизм исполнителя. Звук, возникающий откуда-то из полной тишины и сразу раскрывающийся во всей своей полноте, способен подчас напугать неподготовленного слушателя. Он очень натурален и реалистичен, музыкальные инструменты хорошо узнаваемы, звучат полновесно, позиционированы на сцене точно по своим местам. Вокал воспринимается «в полный рост», он очень фактурен, наполнен оттенками и звучит, кажется, только для вас. Зримо представляешь, как исполнитель берет микрофон и начинает партию. Все это создает впечатление полной сопричастности, вовлеченности в происходящее на сцене и по-настоящему «заводит». Просто удивительно, откуда такие возможности у столь компактного аппарата, с достаточно простой схемотехникой и стандартным, серийным исполнением времен становления высококачественного стерео? Да, выдающийся, уникальный выходной трансформатор. Да, очень музыкальная выходная лампа, но с такими способностями надо было родиться! В ту далекую уже эпоху немецкие разработчики дали ему такой характер, обеспечили неповторимую сигнатуру звука и необычайную музыкальность. Приятное дополнение – блок тембра, который мы решили оставить. Благодаря ему слушатель имеет возможность до известной степени адаптироваться к своей домашней системе, к акустике помещения. Поэтому в данном случае мы не рассматриваем регулятор тембра, как неприемлемое с точки зрения качества звука решение, как это принято считать среди ортодоксов-хайэндщиков.


Итак, после реставрации и модернизации усилитель
Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427 показал, что он не утратил своих врожденных достоинств и по своему уровню конкурентоспособен с производящимися сегодня ламповым High End усилителями высокого класса (независимо от ценовой категории). Очень многие усилители расхожих брендов «полукитайской» сборки по качеству звучания ему и в пометки не годятся.

Технические характеристики усилителя Siemens/Klаngfilm 6S ELA 2427:

Лампы: EСC81 x 2 шт., EL84 x 2 шт.

Частотный диапазон: 40 Гц – 15 кГц (±2 дБ)

Выходная мощность: 10 Вт

Выходной импеданс: 6–15 Ом

Искажения: ≤2% (10 Вт/1000 Гц)

Питание: 110/125/220/250 В (50/60 Гц)

Входы: 5 x RCA

Размеры (Ш x В x Г): 300 x 165 x 165 мм

Вес: 7,4 кг

 

Достоинства:

- моноблочное исполнение, позволяющее организовать два полностью независимых канала усиления с раздельным питанием;

- надежность профессионального аппарата, рассчитанного на круглосуточную работу;

- отличный звук на уровне лучших усилителей на лампе EL84 и современных высококлассных ламповых изделий;

- элегантное и компактное исполнение, позволяющее разместить аппарат в стандартной AV-стойке;

- пять линейных входов с позолоченными разъемами RCA;

- раздельные регуляторы тембра НЧ и ВЧ;

- возможность включения режима «Предварительный прогрев», позволяющего экономить ресурс лам;

- аудиофильские компоненты от фирмы Mundorf;

- сетевая вилка кабеля питания со встроенным предохранителем.

Недостатки:

- не обнаружили. Разве что не рекордная мощность, поэтому в пару к усилителю лучше выбрать акустику с высокой чувствительностью. Впрочем, 10 Вт для лампового усилителя – это едва ли не стандарт.

Материал подготовил: Николай Михеев





Siemens 6S ELA 2427. Front
Siemens 6S ELA 2427. Front


Siemens 6S ELA 2427. Left
Siemens 6S ELA 2427. Left


Siemens 6S ELA 2427. Right
Siemens 6S ELA 2427. Right


Siemens 6S ELA 2427. Rear
Siemens 6S ELA 2427. Rear


Siemens 6S ELA 2427. Left Inside
Siemens 6S ELA 2427. Left Inside


Siemens 6S ELA 2427. Right Inside
Siemens 6S ELA 2427. Right Inside


Siemens 6S ELA 2427. Rear Inside
Siemens 6S ELA 2427. Rear Inside


Siemens 6S ELA 2427. After restoration
Siemens 6S ELA 2427. After restoration


Siemens 6S ELA 2427. Tube 1
Siemens 6S ELA 2427. Tube 1


Siemens 6S ELA 2427. Tube 2
Siemens 6S ELA 2427. Tube 2


Siemens 6S ELA 2427
Siemens 6S ELA 2427


Siemens 6S ELA 2427
Siemens 6S ELA 2427


Siemens 6S ELA 2427
Siemens 6S ELA 2427


Siemens 6S ELA 2427. Matched Pair
Siemens 6S ELA 2427. Matched Pair