Vintage Audio
rcn.com.ua

История длиною в жизнь (почти) д-ра Stefano Pasini

Dr. Stefano Pasini

История длиною в жизнь (почти) д-ра Stefano Pasini

Я купил свой первый Thorens 125 с рук в 1975. Это был отличный Мк2 с SME3009, в моих юных мыслях он занимал тот же уровень что Ламборджини или Ягуар, или был очень близок к этому. Спустя время, в результате отчаянных поисков второго стола (помните то время, когда усилители имели два входа фонокорректора?), я купил с четвертых или пятых рук Thorens 124, за сумму, думаю, 10$. Это была первая серия, в отличном состоянии, с оригинальным тонармом, но без корпуса, и когда я сделал корпус и подключил его, я был просто шокирован его качеством! Конечно, я не мог признаться перед знакомыми энтузиастами, что стол основанный на старом ролике, который считался хламом, может быть так же хорош, что и современный Thorens 125 или одним из директ-драйвных столов нового дизайна, что приходили из “Ниппонии”. Но, даже не будучи аудиофилом (я не смогу вам сказать, сколько в начале я испробовал транзисторного мусора слушая Thorens), я был ошеломлен чистым звуком и исключительной тишиной этого “устаревшего” стола. Годы пролетали, усилители и акустика, кассетники и тюнеры, Michell, EMT и Voices of the Theatre приходили и уходили, но всегда у меня под рукой была пара или больше Thorens. Сейчас у меня 12 моделей Thorens, и они никогда меня не разочаровывали. Даже дешевые “TD” имеют собственные достоинства, и даже безнадежно разрушенные машины можно с легкостью воскресить, а это можно сказать только о немногих наиболее высококачественных товарах.

В настоящие дни, я слушаю EMT 950 с тонармом 929 и головкой EMT XSD 15 в главной системе, Garrard «301» в Shindo корпусе, с SME 3012 и Denon 103 во второй (ЕМТ безгранично лучше), и специально приспособленный под меня Thorens 125 в третьей системе. Так или иначе, она наиболее любимая. Я считаю, что ЕМТ, абсолютно выдающийся в своей беспощадной эффективности, но эта та машина, что неприкосновенна в своем совершенстве, и если вы захотите что-нибудь усовершенствовать, то можете легко все испортить. Garrard имеет шарм “старого мира” но он не каждому придется по вкусу. Со столами Thorens я могу насладиться персональным подходом. Большинство из них у меня абсолютно исправные и в отличном состоянии, но один я купил за 10$ или 20$ в 80х, в наполовину убитом состоянии, и тем самым спас его от свалки. Это забытые герои, которых я по-настоящему люблю. Мне нравится восстанавливать их, перестраивать все что смогу и затем модифицировать их согласно тому, что читал или, тому, как сам придумаю. Да, я модифицирую некоторые из моих столов… парни, да я даже “твикаю” их! Я никогда не находил ничего так положительно откликающегося на “твиканье” как 125. Я также поработал и с 124, 301 и 401, а также со многими другими столами, но 125 остается моим фаворитом, т.к. является наиболее податливым материалом. Я считаю, что, неправильно сделав корпус для Thorens 124, вы имеете большой риск получить деградацию его звуковых качеств. Этот пример не касается 125. Давайте посмотрим вместе, что мы можем улучшить у наших Торенсов.

Перед тем как поговорить о “твиках”, я хочу рассказать о печальном. Сейчас, когда во всем мире винил снова стал фешенебельным, и настоящие или “так называемые” аудиофилы открывают для себя качество Thorens 124, Garrard 301 или ЕМТ 930, и затем бегут покупать эти “пожилые” деки, а затем, к сожалению, некоторые из них делают слишком серьезные изменения для улучшения звучания, руководствуясь сомнительными идеями. Я не могу смотреть как любители (особенно это касается бескультурных ближневосточных людей) возомневают о себе, что они лучше, чем Hermann Thorens, Wilhelm Franz, и их немецко-говорящих инженерных команд. Если модификация была проведена над вторичными легкозаменяемыми частями, как кабели, разъемы и т.д., я ограничусь предупреждением ;-). Однако, я строго возражаю над варварскими действиями над столами, которые дошли до 1999 в отличном оригинальном состоянии и сейчас у них: профрезерованные дырки под второй тонарм, вырезанные куски под стабилизированное питание, безжалостно испорченные чтобы дать владельцу ауру “посвященного аудиофила”. Я думаю, что такого рода злоумышленникам можно только присудить звание “культурно неполноценные”. Пока человек не готов понять настоящей исторической ценности классических столов, ему лучше придерживаться дешевого КД. Что можно сделать с такими парнями? Я не знаю, но одна из идей – казнь на электрическом стуле. Конечно, сказанное выше не касается того, кто захочет спасти сломанный стол от свалки. В этом случае, может пройти вечность, пока вы не достигнете “оригинального” состояния, может стоит попробовать что-нибудь новое, и это может оказаться полезней. Я говорил, и буду говорить вам, чтобы вы воздерживались от модифицирования любых оригинальных столов, если вы найдете их.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
нижесказанное может сильно шокировать некоторых “пуристов”. Обслуживание Thorens 124 и 125 (как и любых винтажных Thorens) легкое, при условии что мотор или электроника не сгорели безнадежно. Thorens всегда использовал отличные материалы, так что обычно нужно только разобрать, почистить, отполировать механику, и аккуратно проверить все детали. В дальнейшем, у вас будет шанс использовать целый набор необычных и потенциально вредных инструментов на свой выбор, то, что мне всегда нравится. Будучи глазным доктором, мне приносит наслаждение долгое пристальное рассматривание в биомикроскоп резины ролика или иглы звукоснимателя. А чтобы расслышать шум стола, нет ничего лучше старого доброго стетоскопа. Я его использую на столах с юных лет, когда был медицинским студентом (где-то 20 лет назад). Lucio Cadeddu, редактор известного он-лайн HiFi журнала “TNT”, одного из наиболее интересных и откровенных аудиофильских он-лайн журналов, один из первых экспертов, кто начал говорить об этом инструменте и его “аудио” использовании. Стетоскоп – разоблачающий инструмент. Приложите его к корпусу работающего стола, и вы услышите все сорта шумов, ударов, свистов и жужаний. Даже Tektronix, я уверен, не даст столько информации о состоянии вашего стола. Использование стетоскопа “до” и “после” любой процедуры не скажет вам, принесла ли модификация улучшение звука, но непременно поможет вам понять, решили ли вы проблему. Я использую немецкий стетоскоп и надеюсь, что мой Thorens чувствует себя с ним лучше. Я также использую осциллограф, но это простой прибор и я его в основном использую только для слежения за шумами в сигнальных проводах. Используя стетоскоп, вы узнаете, что пассиковые столы высокого уровня значительно более тише работают, чем сопоставимые роликовые, наравне с отличными директ-драйвными. Thorens 124 – это не шумный стол, но вы услышите все изъяны на поверхности ролика, если вы, к несчастью, их имеете. Вы также легко узнаете, есть ли у вас проблема с подшипниками, рокот подшипника очень легко различить, но тяжело устранить, пока не решите поменять подшипники. Пока разобранный стол находится на верстаке, аккуратно проверьте главные шахту и штифт. Такой износ подшипника также встречается и на пассиковых столах, но значительно реже, возможно потому что давление пассика на диск не такое сильное и боковое давление на подшипник меньше чем на подпружиненных роликовых системах. Еще один путь - вам поможет небольшая хитрость торговцев подержанными автомобилями: используйте в подшипнике более вязкое масло, и шум снизится. Если вы будете регулярно смазывать и чистить ваш Thorens, то на 99% он будет так же хорош как новый. Возможно, поэтому я люблю использовать густое масло Castrol GTX3, вместо других более изысканных сортов. Также, я пробовал использовать “фабричное” масло ЕМТ, оно хорошее, но только если с подшипником все ОК, в противном случае лучше использовать Castrol, которое к тому же настолько хорошо, насколько дешево. Я также имел положительный опыт при использовании масла средней вязкости 'Mobil D.T.E.', которое ЕМТ рекомендует для ЕМТ 928, но я не могу его найти в Италии. Пассики и ролики стоит мыть в теплой воде с мылом, а затем прополоскать. НИКОГДА не используйте для очистки старой резины денатурат, скипидар и спиртосодержащие жидкости.

Сетевые и сигнальные провода на столах выпущенных до 1990 года весьма посредственные. Они были не очень хороши в начале, а сейчас они постарели и обычно очень плохи. Если у вас Thorens 124 в идеальном состоянии, то не стоит ничего менять. А если стол вы нашли в плохом состоянии, и восстанавливаете его, то выбросите старые, и везде проложите новые, включая экранированный сетевой. Оригинальный деревянный кузов необходимо почистить и отполировать с большим количеством воска, а затем смазать жиром (или конопляным маслом прим. Jeen). Эти усилия воздадутся сторицей во внешнем виде восстановленной машины. И это, более или менее, все, что я думаю делать со столами в оригинальном состоянии. Давайте теперь поговорим о “твиках”. Касаемо тонармов, боюсь, что я имею несколько странное собственное мнение. Для начала – мне сильно не нравятся SME. Современные должно быть хороши, но чрезвычайно дороги и мне не нравится их дизайн. Классические 3009/3012 серии отлично выглядят, отлично спроектированы, и вечно фешенебельны, но я не верю в их исключительность. Также, в моделях с несъемным шеллом вы получите настоящий головняк, когда захотите сменить картридж. За долгие годы я испробовал почти все тонармы кроме SME на моих нескольких Thorens 125, от Mayware MkIV до Dynavector '505', и Stax, и Rabco 'SL - 8'. Также пробовал несколько тонармов Grace: “545”, “840F” (очень элегантный дизайн!), “704”, “747”, сейчас остановился, наконец, на “747 МкII”, установленном на специальной, сделанной по заказу площадке. Dynavector '505' работает прекрасно, но только на Thorens 124 с тяжелым корпусом. Также он достаточно сложен в использовании (нет лифта и т.д.). Я слышал, что Dynavector '507' легче. Дизайн площадки для тонарма более важен, чем думает большинство людей, в особенности для Thorens 125. Люди проектируют и нарезают свои площадки из дерева, оргстекла, даже из стекла и дешевого пластика. Это дает возможность только установить тонарм, но ничего более. Но должна быть только хорошая площадка, иначе все преимущества тяжелого 18 кг корпуса сойдут на нет. Это справедливо особенно для Thorens 125, где площадка для тонарма стоит на трех штифтах и не закреплена по периметру. Также это может ухудшить общую жесткость и быть причиной маленьких резонансов на “свободных” гранях (т.е. на трех сторонах не прилегающих к металлическому шасси).

Я достаточно экспериментировал с площадками и даже изобрел свой “код” для идентификации: матовый черный – для оригинальных “заводских” площадок, светло серый - для репродукций из дерева и даже из пластика, светло зеленый – для причудливых модификаций. Мой Grace 707 сейчас установлен на сэндвиче из двух дубовых пластинок с 3 мм прослойкой из мягкого неопрена. Три слоя склеены между собой. В идеале, такая конструкция должна подавлять все нежелательные резонансы площадки и работать очень хорошо. Я никогда не пробовал цельнометаллические площадки, просто потому, что тяжело найти возможность отрезать необходимый кусок от листа меди или алюминия. Я не хочу использовать сталь или железо из-за его магнитных свойств. Я не уверен, но думаю, что металлическая площадка будет звучать как колокол. В скором будущем я планирую поэкспериментировать с сэндвичем из пластикового стекла. Одну важную вещь, которую я всегда делаю с Thorens 125 (если использую его для прослушивания записей) – удаляю дно. Тонкий деревянный лист служит прикрытием от пыли, но создает эффект “закрытого ящика”, что мне не нравится, т.к. вносит нежелательную “гулкость”. Дополнительное преимущество от такого удаления – легкий доступ к рифленой кнопке остановки, намного упрощая управление устройством. После того как компонент шасси/подшасси полностью разобран, я думаю, не будет лишним подложить снизу конуса. Я использую резиновые подставки, и они полезны с оригинальным кузовом. Я однажды поместил Thorens 125 в очень тяжелый деревянный корпус, но заметного улучшения звука не последовало. Я предполагаю, что пружины шасси хорошо изолируют от вибраций, и нет реальной необходимости в более хорошем корпусе, а пассик поглощает большинство вибраций производимых маленьким мотором Thorens 125. Я пробовал положить различные демпфирующие материалы в пружины (неопрен, губку, даже жесткую резину), но это не принесло хорошего результата. В конце концов, это вносило только чувствительность к акустической обратной связи. Конечно, такой способ мышления не подойдет к Thorens 124, которому абсолютно необходим тяжелый прочный корпус, т.к. у него мощный мотор и роликовый привод. По-моему, Thorens 124 надо жестко установить в очень тяжелый, очень жесткий корпус. В корпусе снизу должны быть отверстия для сквозного расположения болтов шасси, четыре шайбы и втулки, но которые помещаются контровочные втулки для регулирования высоты на болтах шасси. Между корпусом и шасси, я думаю, нужно положить только четыре проходных втулки из жесткой резины. Кто-то, возможно, предпочтет более жесткие материалы – дерево или металл (я никогда не пробовал). С типичным корпусом массой более 20 кг, я думаю, не будет необходимости в конусах, но если вы поместите квартет из хороших латунных конусов, то звуку это точно не принесет вреда.

Кому-то нравится размещать 16” тонарм на Thorens 124 и специальное питание. Вы можете, конечно, но маленькое количество вибрации, которое производит роликовый привод, может быть усилено таким длинным тонармом, а высококачественный экранированный сетевой шнур решит 90% с питанием Thorens 124 и 125. Попробуйте, чтобы поверить. Я остановился с апгрейдом сетевого шнура и использую довольно тяжелый тонарм для Thorens 124, такой как отличный “заводской” Thorens 'TP-14', или надежный Audio Technica 'ATP - 12' из старых любимчиков. На Thorens 125 я использую легкие тонармы, такие как Grace “707 MkII”, который я упомянул ранее, но я не чураюсь Thorens 'TP-16', хорошего тонарма, со средней массой, на который можно легко установить и использовать практически любой тип картриджа. Я также обнаружил, что Mayware 'MkIV' хорошо подходит к Thorens 125, вместе с Denon '103', что я использую повседневно, как сравнительный для нескольких столов, на которых я работаю. Замечу, что все, что я сказал, поможет извлечь выгоду только на Thorens 124 и 125, к ЕМТ 928 я это никогда не применял. Он как “большой брат”, настолько хорошо спроектирован и сделан, что есть огромный риск испортить его глупыми идеями и топорной работой. ЕМТ – это что-то пугающее, возможно также из-за астрономических цен на запчасти. Мой постоянно твикаемый Thorens 125 из первых серий (без захвата) “моральный флагман” моей коллекции, т.к. только Торенс можно нормально слушать. Старые столы продолжают меняться, но только некоторые из них звучат так, как мне нравится. Как Thorens 124, у меня Мк2, на котором я неизменно работаю… сейчас он ждет новый корпус.
У меня также есть для сравнения другой, прекрасный, абсолютно оригинальный Thorens 124 MkII. Этот Thorens возвышается в центре коллекции, и я думаю, что он заслуживает командные позиции. С чувством собственного достоинства в своей оригинальной корабельно серой ливрее стоит он над другими проигрывателями моей небольшой, но значимой коллекции, окружаемый меньшими, но все равно достойными, Торенсами и, глядящими свысока (заслуженно), работающими изо дня в день ЕМТ. Я уверен, что Herr Thorens и Herr Franz гордились бы таким расположением.

Dr. Stefano Pasini
Перевод: Jeen classicaudio.ru