Маэстро Макинтош
65-го года рождения дал единственный концерт... (пока не оприходован)
В редакции раздался неожиданный звонок. Нас пригласили на необычный концерт - в исполнении Vintage Audio ресивера, уникального экземпляра из Штатов, который даже сопровожден почти незапятнанным паспортом.
Это событие
Пуш-пульный режим и отсутствие какой-либо дискретности, в том числе — один, но очень хороший силовой трансофрматор на сектора тюнера и усилителя. Как со старым добротным аудио, сквозит иная философия, чем принято теперь. В глянцевом паспорте-книжке ни слова об исключительности схемотехники, чистоте материалов или трудоемких технологиях. Тем не менее, все что надо, собрано вручную, что надо — сделано станками. Как диктует теория, ресивер не таит премудростей — но в этом просматривается мудрость конструкции. Его стереозона — это сплошнaя субстанция, которая скорее исходит из логики моно и реального звукового пространства в жизни. Не из многоканальности, юторую придумала индустрия нам всем на голову. Интересно, что класс всех прежних "Макинтошей" проявился здесь в подходах к эстетике, дизайну, функционапьности. Паспорт советует покупателю, где лучше заказать деревянный корпус для аппарата, который поставляется “голым": даже McIntosh не брался за "несвою" область — то есть, за мебельную. Он поставлял все свои лучшие модели без корпуса. Это и был признак хай-энда. Тот факт, что этот ресивер прошел 172 инспекции в изготовлении и сборке узлов и блоков, для такой марки как "Макинтош" был обычным делом. Это сегодня своими ОТК может гордиться "Матсушита". Вес (21 кг) тоже тогда никого не поражал — это сегодня он стал признаком хай-эндности, ведь других мерил нету.
Модель ресивера MAC 1500 поставлялась с 65-го по 69-й годы и стоила точно 499 долларов 60 центов. Потому что среднемесячная зарплата составляла порядка 300 (или меньше) долларов. Выходная лампа — 7591, тембры и тонкомпенсация (loudness) позволяют регулировать в пределах +/-18 дБ с пологим гармоничным "горбом" на классических частотах 10 кГц и 50 Гц (несколько "басовее" обычного хай-фая). Фильтры оказываются не только уместными, но и (вопреки современным утверждениям) фидельными. Они отсеивают строго "вредные" НЧ-рокоты и ВЧ-шипы, когда этого требует программа — и оставляют эмоции музыки в неприкосновенности. Аппарат можно заводить с любыми колонками — 4,8 или 16 0м. Он демонстрирует наипервейшее из достоинств лампы — подстраиваться под всякую нагрузку и музыку фактически чисто, без ограничсений, вносимых современными жуткими обратными связями.
Один против всех
Тест этого аппарата — впереди. Если его потенциальный покупатель погодит немного. Но мы уж очень боялись, что аппарат уйдет не сегодня — завтра. Мы не располагали измерителями, но зато смогли отслушать "Мак" с пристрастием, довольно долго и против широкого спектра систем и соврменного хай-энда даже более высокой стоимости (нынешняя стоимость ресивера — 2 000 $). Это, например, предусилитель Acurus с мощником YBA в комплекте с JMLab и Tannoy Definition, немецкий Symphonic Line RG9, Mark Levinson ЗЗН (с родным предом-380), моноблоки Сагу, Copland СТА505 (пред — родной CSA) и наконец — легендарный Audio Note (порядка 6000$). Нашими источниками был набор из транспортов и ЦАП в общем перечисленных марок и в одном случае — проигрыватель полный Wadia (номер модели я не записал). В качестве источника винила — старый полностью отстроенный проигрыватель Thorens/SME/EMT и Nottingham Analogue. Все подключения — балансные или простые — выполнены кабелями Van Den Hul, Audioquest (ресивер-колонки — MiT).
Несмотря на безусловные достоинства практически в каждой из соревновавшихся моделей и систем (системы были подобраны!), вкратце констатируем перевес "Макинтоша" по самому главному, на наш взгляд, критерию. Этот "бронтозавр" доцифровой эры и эры зачатка стерео передал сцену и индивидуальные партии в ему одному свойственном качестве, которое можно назвать исконно ламповым, истинно салонным, достоверно акустическим и 35-ваттным (такова заявленная на канал мощность при довольно "высоком" по нынешним стандартам КНИ). Он очень мало (рекордно мало) реагировал на низкую индуктивность и оптимальную емкость, которую доставлял ему тракт кабелей и наших источников. Он не претендовал на нейтральность, но то благородство, которым он оделял музыку, заставляло внимать ему — даже на столь нелюбимых нами колонках как Tannoy-Definition. В ряде случаев системного поединка "Макинтош" проигрывал по разрешению, так называемой линейности АЧХ и нюансам — но почему-то, и это нравилось! НАМ СОЗНАТЕЛЬНО ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ НАМ ПРЕПАРИРОВАЛИ МУЗЫКУ, В ТОМ ЧИСЛЕ СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНО, В СТИЛЕ, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ РЕТРО. Очевидно, аппарат вполне проявил свои электрические параметры, и здесь не имело значения, насколько сильно мы "искажали" АЧХ регулировкой тембров. Единственное, что мы не сумели оценить в сравнении — это радиоприем. Причина в ограниченности отечественных станций по материалу и тракту передачи, а также — самая простая антенна у нас в наличии. О приеме можно сказать лишь в общих чертах — он нравился нам поменьше винила и еще меньше CD/HDCD.
Есть ли недостатки у аппарата? Очевидно, все-таки уровень шума, то есть шип, когда громкость выворачиваешь на нереальную величину. По идее, у его современных конкурентов нет шипа вообще. Правда, и к музыке они относятся иначе.
Владимир Елбаев